"Песня со мной была всегда - сколько я себя помню"

На советскую эстраду Владимир Мигуля ворвался стремительно, слушатели сразу полюбили добрые, искрящиеся интонации его творчества. Но к успеху он шёл долгим и трудным путём. За спиной уже был Волгоградский медицинский институт, год работы на «скорой помощи», Ленинградская консерватория. Его уже приняли в Союз композиторов как автора камерных и симфонических произведений. Многие годы были отданы художественной самодеятельности, был опыт работы и в Ленконцерте в качестве певца-исполнителя. Он уже написал и несколько десятков песен, но широкого признания они не получили. Например, песня «Сен Жермен де Пре» (ст. Александра Харченко), с которой он впервые выступил на новогоднем «Голубом огоньке» (1971-1972 гг.), прошла почти не замеченной. В.Мигуля мог бы плодотворно работать и в классическом направлении. Но признавался: «Я заражен песенной бациллой. И ничего не могу с собой поделать… Песня сопровождала меня всегда - сколько я себя помню. Чем дольше я работаю в песенном жанре, тем сложнее он мне кажется» Первый авторский миньён,начало 80-х (http://neboqitel.narod.ru)

Первой широко признанной песней молодого композитора стала песня "Поговори со мною, мама" (ст.В.Гина), написанная им ещё до окончания консерватории. Она была включена в программу Всесоюзного телефестиваля «Песня-74» (в исп.В.Толкуновой) и стала для Владимира Мигули путевкой на звездный пьедестал, вмиг завоевав сердца слушателей на долгие десятилетия. Важно то, что эта песня во многом определила его дальнейшее творчество как композитора и певца (хотя он и не был ее первым исполнителем). Мягкий, задушевный ее лиризм оказался свойственен большинству написанных им впоследствии песен.

Мигуля пишет новые песни, среди которых «Не остуди своё сердце, сынок» (ст. В.Лазарева, исполнитель Ю.Богатиков) – «Песня-76»; «Солнечные часы» (ст. И.Резника, исп. Я. Йолла) – «Песня-78»; «Аты-баты» (ст. М.Танича, исп. Э.Хиль) – «Песня-79»…

1977 год стал для композитора особым. Его приглашают на один из самых крупных в мире песенных конкурсов Сопот. Там за песни «Победа живёт» (ст. М.Владимирова) и «Аве Мария» (ст. А.Дементьева и П.Бабакова) композитор и певец Владимир Мигуля был удостоен премии Польского радио и телевидения – «Янтарный приз» - и звания лауреата фестиваля «Сопот-77». Причём тогда был впервые учрежден конкурс Интервидения, где Владимир выступал сразу в трех ипостасях – и как певец, и как композитор, и как аранжировщик. На этом фестивале он встретил юную Розу Рымбаеву и помог ей состояться как певице – она потом многие годы с успехом исполняла его «Аве Марию». А дома на фестивале «Песня-77» были отмечены сразу две его работы – «Я люблю этот мир» (ст. Л.Дербенёва, исп. ВИА «Самоцветы») и «Песнь о солдате» (ст. М.Агашиной, исп.И.Кобзон); это для молодых авторов тогда было чрезвычайной редкостью.

Ежегодно несколько его песен становятся популярными. Их стали исполнять самые различные вокально-инструментальные и военные ансамбли; а также и исполнители: американская группа «Роллинг стоунс», польские «Червоны гитары», югославский певец Иво Мойзер… Начиная работать над новой песней, Мигуля уже заранее знал, станет ли ее исполнителем или отдаст другому певцу. Но уже с первых лет его работы на эстраде было всеми признанно, что лучше всех свои песни поет сам композитор.

А вот что он сам думал на этот счет:

« - Знаете, я так не считаю. Я, прежде всего композитор. Авторское исполнение песни позволяет почувствовать дыхание зрительного зала и это, прежде всего, показ песен слушателю. Это важно для композитора. А насчет того, кто лучше… Не знаю… Нет, вы не правы. Я бы никогда не смог исполнить «Песнь о солдате» как Иосиф Кобзон. Попросту у меня нет таких данных. А как поет «Аве, Мария» Роза Рымбаева!.. Я недавно слушал ее в концерте – прекрасно! А потом есть женские песни. Я, например, показываю на концертах песни, написанные для Валентины Толкуновой: «Поговори со мною, мама», частушки «Ночки-денечки» и другие. Но это, разумеется, не исполнение – просто авторский показ. Мне никогда в голову не придет состязаться с Толкуновой… Бывает, что у исполнителя не идёт та или иная песня или он чувствует, что она не в его стили, тогда её пою я, как говориться вторым эшелоном. А иногда пишу и для себя. Например, песню «Вишневая метель».

Владимир Мигуля с иронией относился к своим вокальным данным, постоянно говорил о том, что в первую очередь он композитор, а уж потом певец. Считал, что многие песни просто не «его», что он не в праве петь песни такого содержания и накала, как «Песнь о солдате», «Памяти Че Гевары» и др. – это лучше делают Кобзон, Богатиков, Сметанников, певцы с большим творческим диапазоном, настоящие мастера-вокалисты. А если брать песни другого плана («Сокольники», «Человек породы Сенбернар»…), то такие актёры, как Михаил Боярский, лучше владеют определёнными красками голоса. Скромность? Конечно.

Вот мнение на этот счёт Иосифа Кобзона: «Я пою много песен Мигули: «Песнь о солдате», баллада «Памяти Че Гевары», «Хлеборобы», «Почему - не ведаю», «Победа живет», «Аве, Мария», «А мне не надо от тебя…» и другие… Его песни мелодичны, их отличает современный ритм, современная форма. Володя сам пел хорошо свои песни и не было никакой необходимости отдавать их кому-то. Но звонил скромный Володя Мигуля и говорил: «Я написал песню. Хочешь – приезжай, послушай». Приехал, послушал, понравилась… Но это, наверно, как отец своих детей – он лучше знает, кому их доверить, кому их отдать…»

Точное знание своих возможностей – это тоже профессионализм! Крайне важно, если певец понимает, что он может петь, а что ему противопоказано. Если в одном человеке сочетается и композитор, и певец, то песня становиться выражением его сущности. Его личности. А ведь это очень трудная задача в искусстве – показать своего лица настоящее выражение. Собственное лицо и собственный стиль у В.Мигули были всегда.

Как бы Владимир Мигуля к себе не относился, он был не только композитор. Он был еще и певцом, артистом. Ему был необходимы воздух кулис, томительное ожидание выхода на сцену, свет огней рампы, тревожный шумок зрительного зала. Потому, что он артист. Утро и день для него лишь увертюра, лишь подготовка к вечеру, к выходу на сцену, к настоящей жизни… Без сцены, без этих странных, незапрограммированных выступлений Владимир не мог жить. Помните его «Актерскую песенку» на слова Марка Лисянского: «Ах, как трудно быть актером! Каждый день – аплодисменты…» Так это и про него самого - певца с ярко выраженной лирической интонацией... В ЦДРи с А.Малининым и Б.Бруновым  (http://neboqitel.narod.ru)

«Мигуля – музыкант талантливый, ищущий новые формы, - писал о нём в журнале «Юность» Ю.Галкин ещё в 1979 году. - Мигуле – композитору очень помогает Мигуля – певец. Авторское исполнение – своеобразный эталон для других певцов… Композитор всегда в поиске. Певец, который живет в композиторе, может подсказать ему новые решения тем, казалось бы, уже давно нашедших свое воплощение в песне. Мигуля-певец умеет работать со словом, умеет найти, выделить нужное, он понимает цену слова, положенного на музыку и цену эту помог Мигуле-певцу познать Мигуля-композитор».

Здесь ещё очень важно и то, что Владимир Мигуля всегда обращался к хорошей поэзии, он её любил и понимал. Не случайно, что еще, будучи в художественной самодеятельности мед.института, первыми стихами, которые «попросились» у него лечь на музыку, были стихи С.Есинина («О собаке»). Тогда стихи отыскать было не столь уж сложно – раскрой книжку хорошего поэта и выбери любое стихотворение. Это потом, когда он стал профессиональным композитором, на рабочий стол хлынул поэтический поток разного уровня, и выбор настоящих стихов оказался не совсем простым делом.

Бывало, что приходили очень симпатичные люди, но с плохими стихами. Несмотря на всю деликатность и мягкость характера Владимира в отношении к другим людям, он никогда не шёл на компромисс. Но он сразу угадывает и талант в начинающих - тогда ещё никому неизвестных, делающих свои первые шаги в поэзии - Ларисе Рубальской («Воспоминание» исп. В.Толкунова, «Сокольники» исп. В.Мигуля; М.Боярский) и Симоне Осиашвили («Жизнь» исп.С.Ротару, «Скрипка Паганини» исп.В.Мигуля). Именно у него они научились премудрости написания песен. Написал он несколько песен и на стихи Джуны (Е.Давиташвили), одна из которых – «Земля людей» (исп.В.Мигуля) – стала лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую песню, посвящённую открытию всемирного праздника молодёжи в Москве (1985 г.).

А Александр Харченко (теперь известен как автор песен, посвященных подвигу российских ребят в «горячих точках», а также о романтичной любви): «для меня Володя навсегда остался светлым человеком, человеком, приобщившим меня к песенной поэзии»

«Когда я пишу музыку на готовые стихи, для меня очень важно волнуют ли они меня, трогают ли меня. Кроме того, что стихотворение должно быть талантливо, там должны быть какие-то общечеловеческие ценности, которые проходят через моё сердце. Думаю, что тема или хотя бы одна какая-то строчка из этих стихов волнует меня, трогает меня, то она будет волновать и другого человека. И мой опыт показывает, что я на правильном пути» (р\ст «Маяк, 1987г.)

Мигуля никогда не увлекался и количеством. Может, и не так уж много песен он написал (по сравнению с другими популярными композиторами). Зато все они написаны серьезно, с душой и от чистого сердца. Часто он сам подсказывал поэтам темы, новые повороты в сюжетах (в уже написанных стихах).

Из интервью Владимира Мигули (1988 г.) : «Многие поэты, часто не похожие по манере питают творчество композитора. Прежде у меня преобладала тяга к лирике, позднее появилась потребность писать на общественно-значимые темы. Отсюда и выбор поэзии, созвучный собственному мироощущению в данный момент. Время сотрудничества с ансамблем «Земляне», когда были написаны песни «Трава у дома», «Каскадеры», «Каратэ», критика называла периодом «мужественной романтики». Охотнее всего я сотрудничаю с А. Дементьевым, А. Вознесенским, Е. Евтушенко, М. Пляцковским…»

Владимир Мигуля не боялся работать с ансамблями, которые осваивали новые направления в современной музыке, искали свой репертуар, свои средства выражения. Это рок-группы «Земляне», «Зеркало», «Монитор». Он никогда не одобрял нравы нашей эстрады, но очень доброжелательно относился к коллегам по массовой культуре. Его успеху завидовали. Кто мог представить, что после самых популярных песен, когда казалось трудно превзойти собственный успех, творчество Мигули приведет к славе молодую ленинградскую группу. «Земляне» еще раньше исполняли его «Каскадеров», но с песней «Трава у дома» прошли по всем главным концертным площадкам и буквально ворвались на центральное телевидение.

Да это был период «мужественной романтики» в творчестве композитора, давший не мало замечательных и всенародно любимых песен. Но, несмотря на это, обрушился шквал критики: как со стороны знаменитых (и не очень) рок-музыкантов (мол, эти группы своим сотрудничеством с эстрадным композитором, предали рок-движение, нарушили чистоту жанра), так и со стороны композиторского цеха (мол, не подобает советскому композитору писать для рок-групп, потворствуя тем самым проискам Запада и невзыскательной публики). До сих пор некоторые ревнители чистоты рок-музыки не могут успокоиться по этому поводу. А песни живут и по-прежнему радуют уже ни одного поколение слушателей. У песен свои судьбы и свои законы, не подвластные чьим-то установкам или личным амбициям. Дар художника – это умение выбирать единственно верную интонацию, созвучную людям, времени, социальной обстановке. Мигуля был наделен и таким даром.

«Я сейчас обратился к социальной тематике, к социальным темам, к песням, которые поднимают какие-то проблемы. Потому что петь без конца песни о любви уже просто надоело… Но я столкнулся с тем, что чем выше поэзия, тем труднее получается хит. Может получиться какая-то композиция, причём она достаточно легко получается и я получаю от этого удовольствие. Но она редко остаётся жить» (р\ст «Маяк», 1987 г.)

В самые переломные для страны годы (перестройки, ГКЧП…) он многих удивил своим гражданским мужеством, написав песни патриотического звучания, которые сам широко исполнял на многочисленных концертах по всей стране: «Мы воюем» (Е.Евтушенко), «Проснись, Россия» (Ю.Гарин), "Хулиганы" (В.Гафт), «Россия-родина» (В.Овчинцев), «Открой мне, Господи, глаза" (В.Лунин) и др. Ансамбль, с которым он тогда выступал, назывался «Кремлёвский соловей». Но это название кого-то на верху не устраивало – не давали эфиров, концертных залов; музыкантам пришлось сменить название на менее нейтральное – «Лимузин». А песню «Хулиганы», в разгул так называемой демократии – в 1990-м, просто запретили на радио и ТВ.

Владимир Мигуля признавался, что не любит работать в одном стили и в одном направлении, поэтому в его творчестве появлялись всё новые и новые поэты-соавторы и исполнители.

«У меня всегда возникает чувства противоречия, когда говорят: «Это в твоём ключе, а это нет, Это для тебя нехарактерно» Я и хочу, что это было нехарактерно. Тем более я для этого ничего специально не делаю, чтобы было, в общем-то, нехарактерно. Всё происходит само собой, кода стихи проходят через моё сердце. Главное, чтобы это состояние присутствовало в творчестве» (Программа «В рабочий полдень», ноябрь 1990 г.)

Трудно найти на нашей эстраде другого композитора, у которого было бы в творчестве затронуто столько тем, было бы такое количество самых различных соавторов! Когда говорили, что сейчас прозвучит новая песня такого-то композитора, то, конечно, было радостно, но уже многое было понятно: в каком стиле она будет, на какую тему и в какой манере и т.п. Когда же говорили, что новую песню написал Владимир Мигуля к радости прибавлялся ещё и особый интерес: а как на этот раз – какой стиль, какая тема и каково её решение, какой поэт, какой исполнитель… Талант, помноженный на профессионализм и неустанный поиск, давал удивительный спав, называемый мигулинский почерк, его песенное творчество. Лица не общее выражение. Недаром именно Владимира Мигулю на заключительном концерте «Песня-91» наградили специальным призом «За неустанный творческий поиск».

Светлые и лирические песни о любви сменяли раздумчивые композиции о человеческом предназначении, о родине, о земляках, песни-посвящения… Были и весёлые шуточные песни, песни для детей. Лиана на концерте памяти отца

Говорит Лиана Мигуля: «Папа писал песни на разные темы. У него была песня «Скрипка Паганини», про Старый Арбат, про иллюминатор…. Про всё что угодно. И это интересно».

«Он, наверно, знал к какому слову, какая нотка нужна, - делиться своими воспоминаниями Марина Мигуля. – Даже по его облику было заметно: работает ли он сейчас с серьёзными по содержанию стихами или же с шуточными, весёлыми. Он выбирал всегда стихи, где была душа... У него был большой мелодический дар. Почти у каждой песни было несколько вариантов. Он звал меня, детей - советовался»

По воспоминаниям волгоградских друзей в творчестве Владимир был неутомим. Садясь за фортепиано и ударяя по клавишам, он выдавал что-то удивительное, что сочинил сам или что нравилось. Тут ему не было равных… Всегда тревожился: нет ли уже чего-то похожего, не повторяется ли он? И если они одобряли мелодию, работал дальше. Музыка в его голове рождалась постоянно. Творческий процесс не прерывался. Иногда, сидя в компании и ведя разговор, он вдруг отключался, уходил в себя и ничего не слышал. Потом садился к инструменту и выдавал новую композицию. Уже будучи известным, он продолжал оставаться таким.

Мигуля всегда был очень строг к себе. Порой, уже написав песню, он долго её не отдавал исполнителю или не давал в эфир. Говорил, что ещё не готова, не доделана музыка. Например, песня «Уходит любовь» ждала своего часа три года. Есть песни, которые так и не увидели свет.

Как правило, его песням свойственно «точное попадание». Они всегда конкретны и находят путь к сердцам слушателей. А когда он пел сам, то голос его покорял задушевностью интонаций, красивым тембром. И где бы ни выступал Владимир Мигуля, повсюду его тепло встречали, а провожали со сцены непременно долгой овацией.

Из интервью композитора программе «Вечера на улице Качалова» (Радио-1) от 25 ноября 1992 г. : «Для меня, например, важно какие у меня стихи. В последнее время попадается очень много весёлых стихов, но они настолько неинтересны… Даже дело не в том, что интересны или нет, а трогают они мою душу или нет. То есть, как было и раньше. Я согласен Гейном, который сказал, что трещина мира проходит через сердце поэта»

В 90-х годах композитор, будучи уже тяжело больным, создаёт потрясающий цикл песен на стихи А.Очировой. Ими было написано 17 песен, одна из которых («Россия», исп.Э.Пьеха) стала лауреатом телефестиваля «Песня-95». Продолжает он сотрудничество и с другими поэтами – А.Дементьевым, В.Овчинцевым…

16 февраля 1996 Владимир Мигуля ушел от нас после долгой и мучительной болезни, явив всем пример необычайного мужества, жизнелюбия, истинного мужского умения быть творцом и человеком до последних мгновений жизни. Редко кому из композиторов удавалось после своей смерти оставить столько премьерных песен – более 12-ти.

И спустя десятилетие после его ухода место Владимира Мигули так и осталось незанятым в нашей музыке. Да, появились десятки новых, молодых, в большей или меньшей мере талантливых композиторов, заявивших о себе в последнее время. Но подобной филигранности, мелодизма, изысканности в творчестве так и не обозначилось. Его пронзительные песни, узнаваемые по первым же аккордам, и по сей день остаются, тем нетленным и бесценным достоянием, которое позволяет нам оставаться людьми. Невзирая на все круговерти нашей нынешней жизни. На безумное и бездушное разрушение главнейших моральных ценностей убогой, примитивной коммерциализацией. И далеко, наверное, не случайно, что этот солнечный человек обрел свой вечный покой рядом с другим нашим подвижником и учителем – Булатом Окуджавой.

-----------

Материал подготовлен по следующим публикациям:

Журнал «Юность» № 12. 1979 г. Юлий Галкин

Альманах «Певцы советской эстрады» Выпуск второй 1985 год. Анатолий Абрамов.

Журнал «Советская эстрада и цирк» 1988 год. Б. Велицын.

«Добрый день» (муниципальная газета, г.Волгоград), 16.05.1996 г. Ирина Касаткина

«Московская правда» август 1999 г., Владимир Попков.

Документальных фильмов:

К 60-летию Владимира Мигули (автор М.Мигуля), ТВЦ, 20.08.2005 г.

«Как уходили кумиры – Владимир Мигуля», DTV, 15.02.2006 г. НТВ-Новости от 16.02.2006 г.

На основе звукового архива (фонотеки) радиопрограмм 1983-2003 гг. (Из личного архива В.Морозённой)

---
Соавторы, песенные истории и стихи

Аудио файлы песен

---

Страница создана: январь 2007 г.


М.Ш.Мигуля лично разрешила разместить фотографии из семейного архива на нашем сайте. Их копирование для использования в других средствах массовой информации и Интернетресурсах запрещено! Всё авторские права защищены. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт - neboqitel.narod.ru - обязательна.



Hosted by uCoz